для себя
внутреннее зло. где оно обитает, что оно есть, как с ним познакомиться, принять, проявить сострадание к самому себе, и как, в конце концов, с ним жить.
«И эта Тень нуждается просто в том, чтобы ее признали, во внимании и любви. Это требует не только сострадания, но и большой смелости. Не так просто признаться себе: «На самом деле я не такой, каким привык себя представлять. Я не настолько обаятельный, умный, харизматичный, праведный.».
Отказываясь смотреть правде в глаза, мы инстинктивно оберегаем себя от боли, которая неизбежно возникнет, когда перед нами раскидывается вся пропасть несоответствия нашего я с нашими ожиданиями. Самые обидные оскорбления и выпады в наш адрес, это как правило стрелы, пущенные в нашу тень. Яростно защищаясь от критики, ополчаясь с гневом на критикующих мы, на самом деле, пытаемся защититься от самих себя, от того, чтобы взглянуть в эту пропасть.
Да, осознание собственной, иногда уродливой, жалкой, стороны личности приносит боль. Но, преодолев эту боль, мы обретаем состояние большей цельности, единства. Это как человек, который по необходимости начал общаться со своим больным от рождения братом, чье первоначальное отвращение сменилось теплой любовью, так как это плоть от плоти его. (Как герой Тома Круза в фильме «Человек дождя».)
Эта цельность, «обретение себя» есть источник принятия, честности перед собой, сострадания к себе и к другим людям, уверенности в самом себе, в конце концов! Через слияние с тенью личность смело утверждает саму себя, проявляет и реализует, восстает из-под гнета ожиданий и стереотипов, поэтому обретает свободу.
Свободу раз и навсегда решить: «Да, я такой, черт возьми! Что-то я могу изменить в себе, а что-то нет. В непрерывном становлении я принимаю себя таким, какой я есть, я следую собственному пути!»
Это движение от ненависти и отрицания, к любви и принятию.
Непроявленная, скрытая, придавленная самомнением Тень тянет личность назад, во тьму, гремит цепями и завывает в непроглядной ночи человеческого духа, готовая нас мучить и терзать. Но открываясь навстречу ей, напитывая себя ею, проходя в нее, сливаясь с ней, наше я начинает искриться всеми гранями своей подавленной индивидуальности, воплощаясь в единении святости и порока, силы и слабости, идеала и несовершенства. Слиться с тенью — это и значит «Обрести себя!»»
Юнг говорил:
«То, что я обслуживаю нищего, что я прощаю обидчику, что я люблю даже врага во имя Христа, это несомненно большие добродетели. Но а если я обнаружу, что самый ничтожный из всех, самый бедный из всех просящих милостыню, самый наглый из всех обидчиков, просто враг сидит во мне самом, что я сам нуждаюсь в милостыне моей доброты, что я сам себе тот враг, которого я хочу любить, что тогда?»
nperov.ru/soznanie/karl-gustav-yung-i-ego-ten/
satway.ru/articles/persona-and-shadow/
psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID...